Инженерно-технический центр судебных экспертиз

Контрактная экспертиза 44-ФЗ и 223-ФЗ

Полноценное исследование поставленного товара или оказанных услуг

Внешняя экспертиза в сфере закупок по 44-ФЗ – это независимое исследование представленных поставщиком товаров и услуг

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ).

Данный закон о контрактной системе, предусматривает обязанность заказчиков проводить экспертизу товаров для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Кроме того, Закон 44-ФЗ устанавливает случаи, когда заказчик обязан будет привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. В качестве независимой экспертной организации может выступать ООО «ИТЦСЭ».

Особенности проведения экспертизы по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ создан для регулирования взаимоотношений в сфере контрактных закупок товаров или оказания услуг в государственной или муниципальной сфере. Согласно требованиям закона, клиент (заказчик) обязан при приемке товаров или результатов заказанных услуг провести экспертизу. Именно экспертиза по 44 ФЗ является основной гарантией и своеобразной страховкой заказчика на случай получения некачественного товара/услуг в рамках заключенного контракта. Наша компания занимается проведением профессиональной экспертизы по 44 ФЗ, вне зависимости от типа продукции или оказываемых услуг.

Какие виды экспертизы товара по 44 ФЗ существуют и что проверяют специалисты

Экспертиза товара по 44 ФЗ может быть сплошной или выборочной. В первом случае специалисты проверяют всю партию товара на соответствие ГОСТ, заявленным требованиям, комплектации и других факторов. Во втором случае проверяется определенная выборка (конкретное количество единиц продукции, случайно отобранных из одной или нескольких партий). При этом стоимость продукции по контракту и ее объемы никак не влияют на важность выполнения экспертной проверки.

Сама процедура может быть двух видов – внешняя и внутренняя. Внешняя экспертиза по 44 ФЗ проводится привлеченными специалистами из независимых профильных организаций. Внутренняя экспертиза по 44 ФЗ осуществляется собственными силами заказчика. В законе указано, что для определения качества товаров или предоставленных услуг достаточно проведения одного вида проверки. Обязать компанию провести оба вида проверок или только внешнюю экспертизу может только специальный акт Правительства РФ.

Проведение экспертизы по 44 ФЗ подразумевает проверку следующих факторов:

  • Определение типа продукции (услуги) на соответствие с заключенным контрактом.
  • Сравнение количества с заявленными данными.
  • Проверка комплектации.
  • Проверка соответствия товаров нормативным документам.
  • Проверка сопроводительной документации (акт приема, сертификаты соответствия, накладные, счета и т.д.).
  • Проверка других количественных и качественных характеристик, предусмотренных условиями контракта или относящихся к конкретному специфическому виду продукции.

В большинстве случаев проверка во многом напоминает товароведческую экспертизу, только более поверхностную, без углубленного анализа конкретных компонентов устройств (актуально для проверки технических средств).

По результатам проведенной проверки оформляется специальный акт, оригинал которого должен находиться у заказчика и при необходимости обязан предоставляться контролирующим органам. Если во время проверки были найден определенные недочеты, то они все указываются проверяющим лицом в акте расхождений или другом документе. Законом не утверждена конкретная форма актов отказа, поэтому допускается вольное заполнение документов (главное условие – они должны отражать суть претензий со стороны заказчика и объективные факты). При этом заказчик уведомляет исполнителя о конкретных недочетах и высылает ему всю необходимую документацию с требованиями и сроками по устранению выявленных несоответствий. Если исполнитель игнорирует требования, заказчик имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке. После официального объявления решения заказчика, у исполнителя еще есть 10 дней, чтобы исправить недочеты (тогда заказчик обязан отозвать решение о расторжении контракта). Иначе – контакт будет считаться официально расторгнутым.

В случае, если после проверки не выявлены нарушения, заказчик принимает весь товар (услугу) целиком, а также подписывает соответствующий акт приема-передачи.

Почему стоит привлекать независимых специалистов для проведения экспертизы по 44 ФЗ

Несмотря на то, что принципиальной разницы между проведением «внешней» и «внутренней» экспертизы нет, в случае выявления заказчиком подозрений в качестве предоставляемых товаров или услуг, рекомендуется проведение проверки с участием сторонних независимых экспертов.

Такой подход имеет несколько важных преимуществ по сравнению с «внутренней» проверкой:

  • Работы выполняются профильными специалистами.
  • По результатам экспертизы выдается специальный пакет документов.
  • Гарантия 100% объективности и независимости проведения проверки.
  • В случае возникновения конфликтной ситуации, данные «внешней» экспертизы могут играть роль доказательной базы в суде (результаты «внутренней» проверки также можно использовать в суде, но их объективность и независимость будут ставиться под сомнение. В итоге суд назначит повторную экспертизу).

Проверка с привлечением независимых экспертов – один из немногих эффективных способов, который есть у заказчика, чтобы защитить себя в случае неправомерных действий со стороны недобросовестного исполнителя. Это особенно актуально при выполнении больших контрактов муниципального или федерального значения, где цена оплошности со стороны заказчика может измеряться миллионными штрафами или тюремными сроками.

Также закон обязывает заказчика привлекать независимых экспертов в случае приобретения продукции у единственного производителя/поставщика (ст.94, ч.4). Это сделано для того, чтобы избежать коррупционной составляющей по причине преступного сговора между заказчиком и исполнителем с целью наживы. Независимая экспертиза в данном случае установит реальную стоимость продукции, а также качество товаров и его соответствие требованиям действующих нормативных актов.

В остальных ситуациях заказчик самостоятельно принимает решение о проведении конкретного типа проверки (своими силами или с помощью независимых экспертов).

Почему стоит доверить экспертизу по 44 ФЗ нашим специалистам

Наши преимущества:

  • Штат профессиональных экспертов с разного профиля с соответствующей квалификацией.
  • Гарантия 100% объективности и независимости результатов.
  • Наши заключения не нуждаются в дополнительных проверках и могут использоваться в суде в качестве доказательной базы.
  • Собственный лабораторный комплекс позволяет нам оказывать полный спектр услуг, включая таможенную и автотехническую экспертизу.
  • Мы работаем напрямую с заказчиком, не привлекая посредников, поэтому гарантируем нашим клиентам лучшие цены на все предоставляемые услуги.

Чтобы заказать профессиональную независимую экспертизу контракта по 44 ФЗ, позвоните нам по указанным телефонам или оформляйте заявку на сайте.

Мы компетентны при проведении экспертизы промышленных и бытовых групп товаров, сырья и материалов.

Для того, чтобы провести данную контрактную экспертизу оперативно и с наименьшими затратами в ООО «ИТЦСЭ» по каждой конкретной заявке создается рабочая группа экспертов, которая структурно и методично решает поставленные задачи.

Наши направления

От 30000 ₽
От 15 000 ₽
Остались вопросы?
Получите консультацию специалиста
Заполните форму и наш специалист подробно проконсультирует Вас по интересующим вопросам

Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, согласно соглашению пользователя.