Согласно определению Саратовского Арбитражного суда произведена экспертиза причины возгорания статорной обмотки высоковольтного электродвигателя, после проведенного восстановительного ремонта
Определение Арбитражного суда Саратовской области ХХХ от 00 января 2021 г., по делу №А00-00/2021, о назначении судебной технической экспертизы, по исковому заявлению ХХХ, к ООО ХХХ, об истребовании имущества, по встречному иску ООО ХХХ, к ХХХ, о взыскании 2 656 300 руб. задолженности по договору ХХХ.
Объект экспертизы: электродвигатель асинхронный трехфазный ХХХ 200 кВт
Ответить на поставленные вопросы:
1. «Определить причину выхода из строя электродвигателя.
2. Если дефекты имеются, определить являются ли выявленные дефекты устранимыми, выявляются ли повторно, появляются после проведения ремонта, препятствуют ли они нормальной работе электродвигателя ХХХ?
3. Определить характер дефекта: заводской или эксплуатационный?»
В процессе исследования использовались приборы:
- Мультиметр цифровой Актаком, модель АММ- ХХ серийный №ХХ, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки № С-ДРШ/ХХ.
- Набор щупов №3 70мм 0.5-1.0 КЛБ, серийный № отсутствует, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки № ХХ.
- Штангенциркуль ШЦЦ-1-150, ГОСТ 166-89, серийный №ХХ номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки № С-ВЮ/ХХ.
- Набор гаечных ключей, отверток, пассатижей и иной инструмент для сборки/разборки в ассортименте;
- Фонарик;
- Персональный компьютер (ноутбук) Toshiba ХХ Serial NO: ХХ, с установленной операционной системой Windows 10;
- Смартфон ХХ IMEI ХХ (фотофиксация).
Для решения поставленных вопросов исследование проводилось следующими методами:
Визуальный, метод проверки на работоспособность, инструментальный метод, регистрационный метод, аналитический метод.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
На момент осмотра Электродвигатель, находился на территории ремонтного предприятия, расположенного по адресу: город ХХХ, ул. Мира, дом 2.
Электродвигатель лежит на земле усыпанной щебнем, под навесом возле капитального одноэтажного здания общего назначения.
Место нахождения влажное, присутствует пропыленность, биологическая активность отсутствует.
Электродвигатель предоставлен на экспертизу в собранном виде. Визуальным осмотром установлено, что существенных (с технической точки зрения) механических, химических и иных повреждений внешних поверхностей не выявлено, геометрия корпусных частей не нарушена, присутствуют следы эксплуатации. Транспортная древесная обрешетка отсутствует, объект не опечатан. Зазоры между металлическими частями корпуса с узлами сопряжения - равномерные по всей длине, замятий, изгибов, не предусмотренных конструкцией - не выявлено. Присутствуют признаки вскрытия Электродвигателя. Во время осмотра установлено, что свободное вращение вала двигателя усилиями человека корректное, происходит без заедания и люфтов. Демонтирована крышка борно, внутри располагается клеммная колодка. Следов механического, термического повреждения токопроводящих жил не выявлено.
При работе электродвигателя в аварийном режиме на двух фазах (пропадание фазы), происходит перекос фаз в рабочих обмотках, повышенный нагрев. Таким образом можно утверждать, что Электродвигатель работал на всех трех фазах, признаков, указывающих на перекос или перенапряжения фаз со стороны поставщика электроэнергии при работе электродвигателя – отсутствуют. Исходя из вышеописанного подтверждается факт того, что локальный нагрев элементарных проводников происходил вследствие межвиткового замыкания, что подтверждает рабочую версию аварийной работы Электродвигателя.
Иными словами, первопричина возгорания Электродвигателя - нарушение технологии проведения восстановительного ремонта, присутствуют признаки отступления от требований РД ХХХ, Приложение 2 ХХХ пункт хх, п. хх.
Выявленные дефекты обмотки статора и ослабление прессовки крайних зубцов активной стали в торцевых зонах носят производственный характер. Выявленные дефекты, без значительных усилий идентифицируются с применением измерительного инструмента, а также визуальным осмотром обмотки статора.
Для устранения выявленных повреждений необходимо проведение комплекса восстановительных работ по замене обмотки статора и перепресовки крайних зубцов активной стали в торцевых зонах.