Экспертиза повреждений устройства плавного пуска WEG SSW 07
После установки нового плавного пускателя заказчику требуется провести независимое электротехническое исследование, для выяснения причин аварии, а именно:
- провести анализ исходной технической документации на оборудование;
- провести анализ проектной (рабочей) документации;
- выяснить обстоятельства, связанные с аварией, а также предшествовавших аварии, установление причин их возникновения;
- провести анализ эксплуатационной документации;
- провести анализ журналов ошибок и журналов аварийных событий;
- определить нарушения технологического процесса, условий эксплуатации оборудования или других нарушений, являющихся причиной аварий.
Для проведения исследования был проведен выезд на предприятие в машинный зал, проведено инструментальное обследование объекта.
- Плавный пускатель – ранее монтировался в составе системы запуска электродвигателя компрессора, установленной в машинном отделении.
- Изломы корпуса, вдоль линии сопряжения корпусных частей - отсутствуют. Фиксаторы лицевой панели не имеют повреждений и замятий пластика, следовательно, отсутствуют признаки несанкционированного вскрытия Пускателя до проведения осмотра специалистом.
- В полевых условиях собран лабораторный стенд для проверки работоспособности исследуемого УПП.
- Клеммы входных и выходных кабелей повреждений не имеют, к Пускателю подключены кабели от тестового электродвигателя мощностью 16кВт, питающие кабели 400В и защитный автомат. Таким образом, имитируется штатная система запуска Пускателя и электродвигателя.
- В процессе тестового запуска Пускателя, при контрольном замере тока с помощью анализатора качества электроэнергии, не выявлены отклонения по величинам пусковым тока по трём фазам (перекос фаз отсутствует). Частота соответствует номинальной 50 Гц.
- В ходе запуска отмечается, разгон тестового электродвигателя, до момента его номинальных оборотов с последующей аварийной остановкой, при этом на панели управления горит светодиодный индикатор ошибки «PHASE LOSS» означающая, в переводе на русский язык - «потеря фазы».
- Демонтирована средняя часть основания корпуса. Под платами располагаются три реле с токоведущими шинами Пускателя. На реле присутствует маркировочная табличка с характеристиками. Номинальный ток реле 100А.
- Произведена чистка, продувка внутренних полостей реле и сборка в обратной последовательности.
- Принято решение провести испытания с применением в качестве нагрузки электродвигателя большей мощности. После замены электродвигателя большей мощности произведена серия пусков, по результату которых, наличие ошибок не фиксировалось, разгон/торможение происходят корректно.
При извлечении Плавного пускателя установлено:
- На крышках корпуса присутствуют замятия и заломы пластика, образовавшиеся с момента прошлого осмотра на объекте.
- Маркировка серийного номера соответствует маркировке Пускателя, осмотренного на объекте.
- Демонтирована средняя часть основания корпуса. Под платами располагаются три реле с шинами выходной цепи Пускателя. На реле присутствует маркировочная табличка с характеристиками.
- Пайка проводов, ведущих от трансформаторов тока, выполнена корректно, следов подключения сторонних устройств к текущим проводам - не выявлено, электрическая схема выходной цепи не модифицирована.
- Из графика пусковых токов видно, что происходит плавное повышение пускового тока приблизительно 370мс, пусковой ток при этом составляет 71А и напряжение 165В. Далее скачкообразно возрастает и через 520мс момента запуска электродвигателя, пусковой ток равняется 130А (максимум), при этом напряжение составляет 240В с дальнейшим резким снижением до тока холостого хода электродвигателя.
В результате проведенного исследования, с целью определения причин выхода из строя устройство - Плавный пускатель X, заводской серийный номер X, перешел в неработоспособное состояние из-за заклинивания реле по фазе «В».
При проведении разборки, чистки контактных соединений реле, сборки и проверки на работоспособность УПП, неисправность повторно не проявлялась. Отсюда усматривается 2 версии причин отказа:
1) Технический сбой (высокая доля вероятности);
2) Микропригорание контактов вследствие некорректно настроенного времени пуска, который и вызвал появление неисправности (низкая вероятность, хотя не исключается).