По определению Арбитражного суда Саратовской области проведена экспертиза причины пробоя обмотки статора 10 кВ электродвигателя.
Согласно определению Арбитражного суда ххх, ответить на поставленные вопросы:
«1) выполнен ли капитальный ремонт статора электродвигателя тип ХХХ 746 кВт, 10 000 В, 2991 об/мин, заводской (серийный) номер: ХХ?
2) Какова первопричина выхода из строя Электродвигателя?
3) Каковы причины аварии Электродвигателя?
4) Выполнены ли работы по фиксации периферийных пластин активного железа статора Электродвигателя?»
Объект экспертизы: Электродвигатель типа ХХХ 746 кВт, 10 000 В, 2991 об/мин, заводской (серийный) номер: ХХХ.
В процессе исследования использовались приборы:
- Персональный компьютер (ноутбук) ToshibaХХХ Serial NO: ХХ.
- Мультиметр цифровой Актаком, модель АММ-XXX серийный №ХХХ, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки № А.
- Набор щупов №3 70мм 0.5-1.0 КЛБ, серийный №ХХ, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки №ХХ.
- Микромиллиомметр ИКС-1А, заводской номер № XXX, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки №ХХ.
- Штангенциркуль ШЦЦ-1-150, ГОСТ 166-89, серийный №ХХ, номер в Госреестре СИ: ХХ, свидетельство поверки № С-ВЮ.
- Смартфон ХХ IMEI ХХ (фотофиксация).
...
Ход исследования:
- Визуальный осмотр места установки Электродвигателя.
- Осмотр щита управления.
- Осмотр статора.
- Исследование ротора.
- Инструментальное исследование.
...
Электродвигатель располагается внутри помещения компрессорной станции охлаждения ТЦ. Электродвигатель является составной частью компрессорной станции, соединения с турбинным колесом и валом – отсутствует, предоставлен на исследование в разобранном виде. Нарушения в электрической схеме включения Электродвигателя не выявлены.
Визуальным осмотром установлено, что во внутренней полости статора присутствуют множественные локальные отслоения крайних зубцов активной стали в торцевых зонах. Отслоения крайних зубцов активной стали присутствует по всему радиусу статорного железа, частичное отслоение лака на отдельных сегментах.
Часть зубцов в торцевой зоне деформированы и оплавлены, Часть – отсутствует.
Локально присутствует перетирание отдельных частей секционной изоляции на лобовой части обмотки статора в месте сопряжения с зубцами вследствие механического трения зубцов о поверхность изоляции. Визуально идентифицируются межвитковое короткое замыкание (КЗ) в стержневых проводниках.
Анализ места повреждения указывает на то, что межвитковое КЗ возникло вследствие повреждения изоляции инородным предметом, которым с большой долей вероятности может являться фрагмент зубца статорного железа, который повредил (прорезали под действием вращающегося магнитного поля ротора, вибрации и трения) корпусную изоляцию стержней обмотки статора вплоть до потери ее электрической прочности.
Основная причина распушения зубцов — это снижение среднего давления прессовки. Ослабление плотности прессовки торцевых зон сердечников приводит к возникновению различного рода дефектам.
Процесс деградации сердечника начинается со снижения среднего давления прессовки и появления местных ослаблений прессовки в торцевой зоне сердечника. Следствием ослабления прессовки являются локальные попадание инородных частиц в виде мелкодисперсной пыли способствует ускорению процесса деградации сердечника.
Воздействие электродинамических сил, вызванных аксиальной составляющей электромагнитной индукции, приводит к усталостным трещинам основания отдельных зубцов, выкрашиванию фрагментов листов, прорезыванию корпусной изоляции стержней обмотки, что можно наблюдать в достаточном количестве на рассматриваемом Электродвигателе.
Межлистовые замыкания могут возникать при механических повреждениях при расточке статора или при неаккуратной переклиновке пазов во время ремонта, при задевании расточки из-за неаккуратного перемещения ротора во время ремонта.
Истирание лаковых покрытий приводит к нарушению межлистовой изоляции, местным замыканиям листов и повышению нагрева зубьев и их деформации.
С помощью электроизмерительных приборов установлено, что отсутствует короткое замыкание фаз на корпус Электродвигателя. Таким образом, подтверждается версия о межвитковом фазном замыкании.