экспертиза повреждения асинхронного электродвигателя от батискафа
Объект исследования: электрический двигатель-движитель постоянного тока модели ХХХ 222 из комплекта ВП55ЫАВП453, серийный номер 000-00-000, задача экспертизы: ответить на поставленные вопросы:
- «Каковы причины выхода из строя электродвигателя ХХХ, модель 222, серийный номер 000-00-000.
- «Каков характер дефекта - производственный, эксплуатационный?»
Во время проведения осмотра присутствовали 7 представителей:
Осмотр проведён «00» декабря 2000 года период с 10:00 до 14:00 при искусственном и естественном освещении по адресу: г. Калининград, ул. ххх.
В процессе исследования использовались приборы:
- Мультиметр цифровой Актаком АММ-1062 серийный №000, номер в Госреестре СИ: 00000, Акт поверки № А-000-00 от 00 сентября 2000, действителен до 02 сентября 2000;
- Персональный компьютер (ноутбук) Toshiba ХХХ Serial NO: ХХХ, с установленной операционной системой Windows10;
- Инструмент для сборки/разборки;
- Смартфон Huawei Honor 10 Lite IMEI 000 (фотофиксация).
В процессе подготовки и проведения исследования использовались следующие нормативные акты и справочные материалы:
- Конституция Российской Федерации (в действующей редакции);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (в действующей редакции);
- ГОСТ и ГОСТ Р- 7 шт.
- ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»;
- Методические рекомендации по производству судебных экспертиз
- Открытые интернет-ресурсы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Для решения поставленных вопросов исследование проводилось следующими методами:
- Визуальный осмотр,
- метод проверки на работоспособность,
- инструментальный метод,
- сравнительным методом,
- регистрационный метод,
- аналитический метод.
Ход исследования:
- Исследование предоставленной документации. Данные осмотра комплекта.
- Визуальный осмотр Электродвигателя.
- Проверка Электродвигателя на работоспособность.
- Сравнительный анализ.
- Анализ полученной информации.
- Оформление заключения специалиста.
Для осмотра предоставлен комплект телеуправляемого необитаемого подводного аппарата 000 00 (000) и бесколлекторного электрического двигателя-движителя постоянного тока модели ХХХ 000 из комплекта ХХХ
Визуальным осмотром комплекта установлено, что существенных (с технической точки зрения) механических, термических, химических и иных повреждений внешних поверхностей аппарата ХХХ не выявлено, геометрия корпусных частей не нарушена, присутствуют следы эксплуатации. Выявлено, что в комплекте ХХХ должны быть смонтированы 000 идентичных электродвигателя (движитель), ХХХ, модели 000, на момент осмотра смонтировано 00.
Электродвигатель предоставлен на исследование в не оригинальной упаковке – полимерном коробе. Полимерный короб опечатан клейкой лентой «ХХХХ», под которой находится фрагмент листа белого цвета с датой, подписями должностных лиц. Целостность клейкой ленты не нарушена, признаки модификации не выявлены.
Внутри полимерного короба находится Электродвигатель. Сопроводительная документация – отсутствует.
Визуальный осмотр произведен в соответствии с ГОСТ ХХХ пункт ХХХ.
С комплекса ХХХХ демонтирован идентичный, гребной винт с заведомо исправного правого маршевого двигателя-движителя. Идентичный гребной винт смонтирован на объект исследования вместо штатного. Вращение гребного винта – затруднено, аналогично штатному.
Произведен демонтаж узла электромотора от редуктора гребного винта. Следы попадания жидкости во внутренние полости не выявлены. Осмотр зубчатых звеньев шестеренок редуктора не выявил следов выработки, следовательно, наработка на отказ Электродвигателя - минимальная.
Осмотр обмотки статора не выявил термических, механических повреждений, следов попадания жидкости.
Демонтирована тыльная часть корпуса, получен доступ к плате электронного силового блока управления. Отсутствуют признаки воздействия напряжением, превышающим предельно допустимые для данного устройства, например, скачок напряжения питающей цепи.
Специалистом произведен замер сопротивления основной шины питания, результат замера выявил короткое замыкание.
Специалистом произведен замер сопротивления силовых полупроводниковых транзисторов на предмет их работоспособности путем проверки сопротивления между затвором и минусовой шины питания.
Таким образом, выявленная неисправность в виде «не работает электродвигатель», «затруднено вращение гребного винта» вызвана повреждением полупроводниковой структуры силовых полупроводниковых транзисторов из-за протекания чрезмерного тока вследствие нарушения правил эксплуатации, вследствие нештатной работы Электродвигателя. Таким образом, повреждения силовых полупроводниковых транзисторов квалифицируется как эксплуатационное, критическое, устранимое.