Экспертиза возгорания после ремонта дизель-генераторной установки Caterpillar 3412С

Осуществен выезд по адресу Сахалинская область, г.о. Северо-Курильский
По постановлению нотариуса назначено проведение технической и оценочной экспертизы, с целью ответа на поставленные вопросы:
- «Определить неисправности генераторной установки.
- Определить причины поломки.
- Какова стоимость восстановительного ремонта генераторной установки?»
Для проведения исследования экспертов был произведен выезд на объект, инструментальное исследование.
ДГУ предназначен для генерации электроэнергии в отсутствии электропитания от основной линии, то есть используется в качестве резервного источника электроснабжения предприятия.
ДГУ смонтирован в закрытом складском комплексе внутри металлокаркаса, надежно защищена от проникновения неблагоприятных климатических воздействий. В состав установки ДГУ входят дизельный двигатель, генератор (альтернатор), система управления (ЭВМ с микроконтроллером), система воздухозабора, система выхлопа, система охлаждения, система смазки двигателя, аккумуляторы, система подачи дизельного топлива и другие. На момент осмотра, объект исследования не используется по прямому назначению, выведен из эксплуатации.
Корпус воздушных фильтров не имеет повреждений, секции корпуса визуально герметичны. Существенных загрязнений фильтрующий элемент воздушных фильтров не имеет. Отводные патрубки – повреждений не имеют. На корпусе двигателя имеется место для подключения заземляющего кабеля, нарушения целостности не усматривается.
Произведено изучение логов в управляющем ПО.
Произведен анализ хронологии и кодов ошибок генератора.
Осмотр электропроводки выявил наличие датчика оборотов, который термических и механических повреждений кабелей не имеет, при этом с противоположной стороны двигателя в месте защитной решетки генератора, электропроводка напротив имеет оплавы, термические повреждения изоляции вследствие выброса горячих газов и фрагментов проволоки статорной проводки.
В ходе осмотра изучены топливные магистрали, подводящие и отводящие топливо к ТНВД, топливным фильтрам, плунжерам.
Произведено исследование штепсельных разъемов для подключения сигнальных кабелей связи и контроля режимов работы ТНВД.
По итогу осмотра произведен отбор проб смазывающей жидкости (масла) из картера двигателя. Для этого слит некоторый объем масла, после чего произведено наполнение тары. Всего отобрано четыре емкости по 1 литру каждая.
Цель отбора образцов – исследование масла на наличие металлических включений или продуктов износа, которые могли образоваться в процессе работы двигателя в режиме «разноса» для определения состояния внутренних узлов и агрегатов.
Проведен лабораторный анализ отобранной пробы масла. По итогу анализа составлен Протокол испытаний №Х.
Анализ отобранной пробы масла указывает на отсутствие значительной доли дизельного топлива (Х%) в объёме масла (Х), что указывает на отсутствие протечек дизельного топлива из топливной системы в систему смазки. Остальные показатели масла находятся в пределах нормы, масло не имеет признаков длительной эксплуатации, учитывая общую наработку ДГУ Х моточасов, и количество пусков Х.
Первоначально для подтверждения/опровержения наличия аварийных электрических режимов основного генератора ДГУ, производилось его исследование. Проведен анализ обмоток проволок, где видно, что частично изоляционный слой отсутствует. Обмотки медные, покрыты оксидной пленкой и налетом вещества черного цвета.
Части проводников обмоток генератора имеются локальные оплавления, цвета побежалости, частично разрушен лаковый слой. Местами присутствуют оплавления от дугового разряда. Проводники и оплавления на проволоках осматривались визуально (органолептический метод) и в поле зрения микроскопа (оптический метод).
С целью установления природы оплавления на проволочках обмоток генератора проводилось металлографическое исследование. Для металлографического исследования отбирался проводник и исследовался в зоне оплавления и нетронутой части проволоки.
Металлографическое исследование
Приборы:
….
….
Реактив для химического травления меди:
Хлорное железо – 5 г;
Соляная кислота – 30 мл;
Вода – 100 мл;
В процессе металлографического исследования установлено, что микроструктура сплава оплавления состоит сплошь из эвтектики, имеются дендритные зерна меди.
Причин межвитковых замыканий может быть несколько: 1,2,3.
Таким образом, локальное разрушение обмоток (межвитковое замыкание) в рассматриваемом случае стало причиной нагрева генератора с последующим его возгоранием. Что подтверждает версию о том, что разогрев обмоток произошел вследствие воздействия токов Фуко.
Произведён анализ предоставленных в распоряжение экспертов документов, даны ответы на вопросы.