Арбитражная экспертиза установления причины неисправности ИБП поставленых для нефтегазовой промышленности

Определением Арбитражного суда Тульской области назначена повторная судебная экспертиза.
Вопросы:
«1) имеют ли источники бесперебойного питания Х неисправность?
2) если имеют, какова причина выявленной неисправности (вследствие ненадлежащей эксплуатации либо вследствие заводского брака)?
3) имеют ли источники бесперебойного питания Х функцию параллельной работы, предназначены ли они для работы в таком режиме, способны ли они работать корректно в таком режиме?»
Для решения поставленных вопросов исследование проводилось следующими методами:
На момент осмотра Источники бесперебойного питания Х расположены на производственной площадке Х.
- На лицевой стороне на дверце расположена маркировочная табличка с наименованием модели и серийного номера ИБП, информационное электронное табло, механические кнопки управления, мнемосхемы.
- Информационные таблички не соответствуют требованиям ГОСТ.
- На ИБП присутствуют следы эксплуатации в виде загрязнений металлического корпуса, царапин, потертостей. Присутствуют механические повреждения в виде замятий углов корпуса и отсутствия отдельных элементов.
- На корпусных частях корпуса отсутствуют пломбы обеспечения сохранности.
- В конструкции ИБП, производителем предусмотренны вводные и выводные разъемы.
- На момент начала осмотра оба ИБП подключены к питающей сети предприятия, находятся во включенном состоянии (горят световые индикаторы на лицевой панели), нагрузка не подключена (силовые кабели не смонтированы).
- Произведена сверка электронных серийных номеров, уставок, фиксация показаний логов.
- Для доступа к электронным компонентам ИБП, демонтирован корпус на изделиях.
- На внутренней стороне металлического корпуса отсутствуют следы термических повреждений в виде гари на поверхности.
Согласно устному заявлению представителя производителя, что «после ввода в эксплуатацию в режиме он-лайн (по телефону) произведена корректировка выходного питающего напряжения. Вследствии значительной протяженности питающей линии, произошло падение напряжения в точке присоединения нагрузки потребителя в результате данных факторов произведено увеличение питающего напряжения в подающей линии, а именно выходного напряжения с ИБП».
Осмотрена силовая часть ИБП.
В ходе изучения фактической схемы электрозащиты, усматривается наличие необходимых защит по принципу селективности.
Защита от превышения токов нагрузки
Для защиты инвертора от аварийного превышения тока, в схеме применяются в качестве обратной связи, активные датчики тока – трансформаторы тока по вводным силовым шинам А, B и С, а также выходным шинам U, V и W.
Произведен осмотр мест монтажа плавких вставок на предмет наличия следов БПС и иных признаков работы ИБП в аварийном режиме.
Произведен осмотр турбин охлаждения.
Осмотр турбин обдува охладителя не выявил загрязнений, скопления пыли на крыльчатке, механические повреждения не усматриваются, присутствует свободный ход вращения крыльчатки, что указывает на краткосрочную эксплуатацию объекта исследования – признаки нарушения правил монтажа или эксплуатации не усматриваются.
Произведен осмотр электронных плат управления
Осмотр электронных плат управления или иных электронных и электротехнических компонентов не выявил загрязнений на внешней поверхности, следов оплавления или прогаров, механические, термические и электрические повреждения не усматриваются – признаки стороннего вмешательства и нарушения правил монтажа или эксплуатации в части попадания жидкости - не выявлены. Пробои изоляции соединительных сигнальных или силовых проводов не усматривается.
В местах присоединения силовых проводов с ответными силовыми частями отсутствуют признаки перегрева в следствии БПС.
Проведен осмотр конденсаторов
Сглаживающие конденсаторы шины DC не имеют мест прогара, выбросов продуктов горения из внутренних полостей наружу, а также утечки электролита. Конденсаторы смонтированы по шине постоянного тока, рабочее напряжение которого не превышает 400В. Данный факт указывает на отсутствие перенапряжение на шине DC.
Произведен осмотр трансформаторов тока
В выходных силовых цепях смонтированно по два трансформатора тока разных типов на каждую фазную линию. Условно разделенные экспертом на черные (большие) и синие (среднего размера).
Измерительные трансформаторы, надежно зафиксированны на выводных силовых кабелях, не имеют мест прогара, выбросов продуктов горения из внутренних полостей наружу.
Анализ полученной информации. Анализ логов ИБП.
Анализ температур электронных узлов, а также сверка температурных режимов работы, зафиксированных логами обоих ИБП в разное время, в том числе и в момент аварии, не выявил значимых температурных отклонений как на выпрямителе так и на инверторе.
Согласно логам видно, что в момент аварии, а также «до» момента аварии и на момент судебного осмотра – температура изучаемых узлов близки по значению и схожи.
Следовательно, признаков длительной работы ИБП в аварийном режиме или при значительных нагрузках, которые могли вызвать чрезмерный нагрев как отдельных узлов, силовых полупроводников, так и всего изделия - не усматривается.
Более того, самые нагруженные, с точки зрения температурного режима узлы – выпрямитель и инвертор, имеют близкую температуру, следовательно работали в штатном режиме длительное время.
Произведен расчет нагрузки.
В результате проведенного исследования получены ответы на вопросы. источники бесперебойного питания имеют неисправность в части отказа выходного инвертора по отдельным фазам.
Причиной отказа стала ненадлежащая эксплуатация, а именно функционарование обоих ИБП в нерасчетных заводом-изготовителем режимах, вследствии неисправности в нагрузке потребителя.
Источники бесперебойного питания имеют функцию параллельной работы.
Согласно записям логов из внутренней памяти ЭВМ осматриваемых ИБП, с момента их ввода в эксплуатацию и «до» момента аварии работали в параллельной режиме работы.