Определение причин поломки источника бесперебойного питания номиналом 40 кВА в торговом центре
Проведение электротехнического исследования, с целью ответа на поставленный вопрос:
«Какова причина поломки/ выхода из строя источника бесперебойного питания модели ХХ номиналом 40 кВА».
На момент осмотра источники бесперебойного питания модели ХХ номиналом ХХ кВА в количестве 5 шт., расположены на производственной площадке ХХ.
На момент осмотра, объекты исследования находятся в техническом помещении, освещение искусственное, пропыление малозначительное, повышенная влажность не выявлена.
Электронный блок управления демонтирован. Согласно электрической схеме ИПБ подключен по входу к ЩБ-2, по выходу к питанию нагрузки. Внутри полостей щитов ЩБ-2 и ЩБП-2 отсутствуют механические и термические повреждения токовыводов. Токовыводы маркированы этикетками в соответствии с ПУЭ, вводные и выводные компоненты отмечаны перманентным маркером на крышке щита.
Присутствуют разрывы корпусов двух конденсаторов, следы выброса кислоты, термические повреждения близлежащих компонентов в области выброса кислот.
На соединительной клемме присутствуют термические повреждения «фазы» и «нуля».
На плате фазы «В» присутствуют термические повреждения в виде гари и оплавления винта, платы демонтированы экспертом для осмотра.
Установлено электротермическое повреждение шунтирующего резистора, обеспечивающего предварительный заряд АКБ по шине DC. Множественные электротермические повреждения блока предохранителей по положительной и нейтральной шине. В ходе осмотра проведена проверка целостности всех смонтированных токовых предохранителей, при этом установлено, что целостность их не нарушена, следовательно, токовая нагрузка линий соответствовала расчетной.
Отдельные конденсаторы из блока конденсаторов имеют места прогара в средней части, с выбросом продуктов горения из внутренних полостей наружу. Конденсаторы смонтированы по шине постоянного тока, рабочее напряжение не превышает 400В.
Учитывая, что конденсаторы рассчитаны, а на рабочее напряжение не более 450В. Выявленные термические повреждения могли возникнуть исключительно вследствие превышения рабочего напряжения, что повлекло электрический пробой внутренней изоляции с последующим замыканием обкладок, чрезмерный нагрев и возгорание.
Изучая схему электрическую, видно, что нейтральный проводник подключался к электрическому щиту управления. С учетом того, что на момент аварии производились различного рода строительно-монтажные работы, по результатам которых вследствие ошибки человека, произошло замыкание или некорректное включение фазного проводника, что привело к появлению на нейтральном проводнике высокого фазного напряжения, предположительно 380В.
Исходя из проведенного исследования, возникновения термических повреждений, оплавов, специалист констатирует, что повреждения электронных компонентов возникло вследствие превышения напряжения на нейтральной шине.
Превышение напряжение возможно при следующих обстоятельствах:
Замыкания нейтральной шины токоведущих частей на фазную токоведущую часть в любом месте.
Появление фазного напряжения на нейтрали соединенного с нулевым проводником при условии отсутствии должного заземления и наличии токов утечек или пробоя электрического оборудования.
Исходя из осмотра в электрощитовой мест присоединения фазных и нулевых шин электрооборудования, а также расстояния между проводниками, наиболее вероятным усматривается версия №1 (Замыкания нейтральной шины токоведущих частей на фазную токоведущую часть в любом месте).
Таким образом повреждения трактуются как эксплуатационные, критические – использовать оборудование по прямому назначению не представляется возможным.